отзывы

Нина Дмитриевна Лебедева, основатель школы , первый директор Школы духовного пения:

«”Ножницы” между профессионализмом и воцерковленностью на клиросе существуют до сих пор, и мы пытаемся их преодолеть».
Наша школа в своем роде уникальна. В России «нулевое звено» подготовки церковного певчего пропущено. Начинают обучать пению и регентованию на клиросе – со среднего звена – с колледжа. Мы – первые ласточки в этой сфере. Нет системы такой, какая была в Синодальном училище, куда набирали мальчиков, нет системы воспитания не просто певца, а церковного певчего. Поэтому такой низкий уровень у тех регентов, которые приходят из Лавры и из ПСТГУ – людей с высшим образованием.

“Ножницы” между профессионализмом и воцерковленностью существуют до сих пор. Потому что дети не обучаются этим вещам с младшего школьного возраста, а начинают обучаться только с 15-16 лет, поступая куда-то. Мы пытаемся восполнить этот пробел. В ближайшем будущем хотим организовать фонд «Православное музыкальное образование в России», благодаря которому мы могли бы заполнить эту нишу. Сегодня к нам часто приходят просто за музыкальным образованием, но такие не задерживаются в школе. Все-таки у нашей школы своя специфика, отличающая ее от обычной «музыкалки». Важно продержаться первые два года, те, кто продержится – потом остаются, как правило. И родители в таких случаях обычно подтягиваются за детьми, воцерковляются. Но на начальном этапе трудно понять, зачем все это надо. И если человек просто за музыкальным образованием пришел, его неминуемо посещает мысль: а не лучше ли в «музыкалку» пойти? Среднестатистический ученик, который проучился у нас хотя бы три года, не говоря уже о полном цикле, восемь лет плюс три года IV ступени, – это просто готовый певец левого клироса, и даже среднего хорошего правого, не тянущегося за сверхсложными произведениями.А еще ШДП – это особая атмосфера. Нас многое объединяет. Помимо участия в регулярных будничных службах, мы традиционно поем антифонно с правым хором на Рождественском и Пасхальном богослужениях, в престольный праздник нашего храма. После чего обычно продолжаем праздновать, причем ученики и педагоги – все вместе. Мы любим собираться вместе, а потому постоянно возникают новые традиции, недавно вот стали проводить балы в конце учебного года. Любим куда-нибудь ездить: это и миссионерские поездки, и паломнические прогулки по Москве, и участие в богослужениях других храмов. Из последних мест такой практики – Скорбященский храм на Ордынке (антифонно с Синодальным хором) и Новодевичий монастырь, также в качестве левого хора. Сейчас мы хотим найти базу для хорового лагеря, в который могли бы вывозить учащихся и зимой, и летом. Чтобы это было не слишком затратно и чтобы можно было плотно поработать с хором в течение, например, одной-двух недель. Практика миссионерских поездок показывает эффективность такой работы.
Made on
Tilda