Описание предметов

Хор

Хор – основной предмет, венчающий весь учебный процесс школы. Здесь учащиеся получают и закрепляют полный комплекс необходимых для профессии певца клироса навыков, учатся применять на практике всё, полученное на прочих уроках: это и владение голосом – вокальная техника (закрепление и применение достижений на уроках вокала); пение по нотам на репетициях к очередному выступлению (музыкальная грамота изучается на уроках сольфеджио); пение на глас при подготовке к богослужению (данное умение приобретается на уроках церковного обихода).
Пение хорошего хора отличается стройностью и слаженностью. Основа этих качеств – понятие “ансамбль”, охватывающее целый комплекс сложных коллективных взаимодействий между певцами хора. Работа над этим ведется на каждом хоровом занятии.
Помимо указанных навыков к концу обучения выпускник овладевает весьма внушительным репертуаром: это и основные песнопения всего годового круга русского православного богослужения, и современные осмогласные напевы, основные жанры, стили и направления современного светского хорового пения: от народных песен и старинной западноевропейской и русской хоровой музыки до классики, романтизма и сочинений современных композиторов.
С самого начала хоровых занятия проводятся 2 раза в неделю, а участники Концертного хора репетируют трижды в неделю. Хор регулярно участвует в богослужениях, выступает с концертами, является постоянным участником различных хоровых форумов, мероприятий, конкурсов и фестивалей

Сольфеджио

Сольфеджио-важнейшая после хора дисциплина. Здесь происходит освоение музыкальной грамоты. Для певца хора знание нотной грамоты, навык уверенного и беглого чтения с листа, уверенного и точного интонирования (пения чисто, без фальши), свободного владения многоголосием (умения свободно ориентироваться в многоголосной ткани песнопений, держать свою партию) являются обязательными.
Методика преподавания сольфеджио в Школе духовного пения продолжает традиции преподавания этой дисциплины в лучших советских и российских хоровых учебных заведениях и корнями уходит к традициям прославленного Московского Синодального училища церковного пения. Её отличает практическая направленность и последовательность осваиваемых навыков, а также исключительное внимание к вокальной составляющей: так как “музыкальным инструментом” певца является его голос, на уроках ведется постоянная вокальная работа – все упражнения и задания должны быть спеты качественно с точки зрения вокальной техники. Все, что входит в стандартную программу сольфеджио (тональности, аккорды, интервалы), учащиеся должны уметь чисто и уверенно спеть и сыграть на фортепиано. Уроки на протяжении всего курса обучения проводятся дважды в неделю

Церковно-певческий обиход

предмет, сравнительно недавно ставший самостоятельной дисциплиной и вошедший в перечень изучаемых пред метов в церковно-певческих учебных заведениях. На этом уроке осваивается так называемое пение “на глас”. Современная система осмогласия Русской православной церкви включает в себя набор несложных мелодий, исполняемых как в унисон, так и в гармоническом многоголосии на 2, 3 и 4 голоса. Эти мелодии подразделяются на чередующиеся в определенном порядке (для каждого гласа) фрагменты-“колена”. В процессе пения “на глас” певец, зная нужную мелодию наизусть и имея перед глазами только текст церковного песнопения, распевает данный текст на нужную мелодию (другими словами – подставляет текст к известной мелодии).

Данная дисциплина напрямую связана с сольфеджио, так как изучаемые гласовые напевы полностью вписываются в осваиваемую на сольфеджио музыкальную систему двух ладов мажора и минора, а многоголосная гармонизация гласовых песнопений, в целом, строится по правилам общемузыкальной гармонии.

Напевы сначала твердо заучиваются в одноголосном варианте, чтобы любой учащийся мог, при необходимости, петь гласовые песнопения в одиночку; в процессе разбора мелодии изучается её строение, принципы соединения её с текстом. На следующем этапе изучается присоединение к основной мелодии прочих голосов многоголосия. В итоге, выпускник обладает умением петь “на глас”, как в одиночку – по мелодии, так и в составе многоголосного хора любым голосом полного четырехголосия. Занятия проводятся один раз в неделю в младшей, дважды в неделю в средних и старших группах учащихся

Вокал

Украшение певца – сильный и звонкий голос. Для певца церковного указанные качества – насущная необходимость, так как только с их помощью он сможет выполнить свое предназначение: донести без потерь до молящихся слова молитвы.
Как известно, речевой голос весьма существенно отличается от певческого (порой, поющего знакомого человека невозможно узнать, пока он не перейдёт на речь). Чтобы найти в себе этот певческий режим функционирования голосового аппарата, нужно овладеть вокальной техникой. Надо отметить, что применение этой техники не ограничивается пением: владение ею необходимо тем, чья профессия связана с речью: например, учителя, драматические актёры.
“Лабораторией”, где происходит овладение вокальной техникой и “знакомство” учащихся с их певческими голосами – занятия вокалом. Их проводят высокопрофессиональные педагоги-вокалисты, любящие свое дело и своих учеников, неутомимо и кропотливо работающие с каждым учеником. Занятия в старших классах детского и подростковом направлении групповые, у взрослого – индивидуальные.

Литургика

Знание порядка, понимание последовательности богослужения, умение ориентироваться в уставе и богослужебных книгах всегда выгодно отличали певцов клироса из числа выпускников Школы духовного пения. Все это изучается на уроках литургики в старшей детской, подростковой и взрослых группах. В старшей детской литургика является продолжением закона Божьего, в остальных – самостоятельным курсом.
Ситуация, когда на клиросе не оказывается регента (дирижера церковного хора) возникает чаще, чем хотелось бы; но тот, кто добросовестно изучал литургику, всегда выйдет из подобного затруднения с честью.

Богослужебное чтение

Сто лет назад умение читать вслух в храме нараспев было таким же обыденным, как вообще – умение читать. В древности обучение грамоте велось именно по церковными книгам: “Часослову” и “Апостолу”. А всеобщее владение этой культурой еще в первые десятилетия ХХ века вполне подтверждается прослушиванием архивных записей тогдашних хоров: в пении Государственного академического русского хора под управлением А.В.Свешникова, или патриаршего хора п/у В.С.Комарова восхищает внятность произношения и культура отношения к слову. У современного человека чтение тех или иных текстов за богослужением вызывает, зачастую, серьёзные затруднения по причине почти полной утери всеобщей церковной культуры. Четкость дикции и понятность чтения в современных храмах, также, зачастую, оставляют желать лучшего… Эти обстоятельства и вызвали к жизни отдельную дисциплину под названием богослужебное чтение, где учащиеся, не углубляясь в фундаментальное изучение церковно-славянского языка, знакомятся с алфавитом и спецификой чтения славянского письма; а также учатся пропевать-декламировать на одной высоте богослужебные тексты, используя вокальную технику и оттачивая дикцию. Уроки проходят 1 раз в неделю в старшей детской, подростковой и взрослой группах.

Фортепиано

Владение музыкальным инструментом (в первую очередь, фортепиано) – необходимая составляющая подготовки грамотного музыканта любого профиля, и, особенно, певца. Помимо учебного процесса, где для выполнения ряда обязательных заданий по сольфеджио и церковному обиходу требуется владение фортепиано, умение играть на инструменте выручает и в репетиционном процессе хора, и значительно обогащает репертуар выступлений. Тем из выпускников школы, кто захотел продолжить обучение музыке профессионально, полученная ими в стенах ШДП фундаментальная подготовка позволила успешно справиться с весьма высокими вступительными требованиями по данной дисциплине в профильных учебных заведениях. Также в Школе духовного пения учащиеся имеют возможность освоить аккордеон. Занятия носят индивидуальный характер, и в детской и подростковой группах ведутся на протяжении всех лет обучения, во взрослой же являются годичным факультативом.
Made on
Tilda