предмет, сравнительно недавно ставший самостоятельной дисциплиной и вошедший в перечень изучаемых пред метов в церковно-певческих учебных заведениях. На этом уроке осваивается так называемое пение “на глас”. Современная система осмогласия Русской православной церкви включает в себя набор несложных мелодий, исполняемых как в унисон, так и в гармоническом многоголосии на 2, 3 и 4 голоса. Эти мелодии подразделяются на чередующиеся в определенном порядке (для каждого гласа) фрагменты-“колена”. В процессе пения “на глас” певец, зная нужную мелодию наизусть и имея перед глазами только текст церковного песнопения, распевает данный текст на нужную мелодию (другими словами – подставляет текст к известной мелодии).
Данная дисциплина напрямую связана с сольфеджио, так как изучаемые гласовые напевы полностью вписываются в осваиваемую на сольфеджио музыкальную систему двух ладов мажора и минора, а многоголосная гармонизация гласовых песнопений, в целом, строится по правилам общемузыкальной гармонии.
Напевы сначала твердо заучиваются в одноголосном варианте, чтобы любой учащийся мог, при необходимости, петь гласовые песнопения в одиночку; в процессе разбора мелодии изучается её строение, принципы соединения её с текстом. На следующем этапе изучается присоединение к основной мелодии прочих голосов многоголосия. В итоге, выпускник обладает умением петь “на глас”, как в одиночку – по мелодии, так и в составе многоголосного хора любым голосом полного четырехголосия. Занятия проводятся один раз в неделю в младшей, дважды в неделю в средних и старших группах учащихся